anhinga_anhinga: (Default)
anhinga_anhinga ([personal profile] anhinga_anhinga) wrote2009-12-28 04:38 pm
Entry tags:

Ray Solomonoff; lattices vs. categories; Witten and path integrals

Ray Solomonoff died 3 weeks ago in Cambridge. Among other things, he was the first person who discovered what we now call Kolmogorov complexity. Очень необычный человек, даже визуально, он был весь светящийся, в полном соответствии со своим именем, как на фотографии на своем сайте. Я узнал о его смерти из ЖЖ. ЖЖ остается лучшим источником информации, на мой взгляд.

Google находит заметки разных людей, знавших Рэя Соломонова. Мне повезло несколько раз с ним встретиться. Я попробую написать больше в комментариях к этому посту.

Lattices vs. categories. Ретах опубликовал короткие воспоминания об И.М.Гельфанде, которые заканчиваются описанием того, как Гельфанд читал доклад о теории решёток на заседании пямяти Бирхгофа в Гарварде во время знаменитой первоапрельской метели в 1997-ом году. Ретах говорит, что после доклада Гельфанд сказал ему: "А знаете почему я согласился выступить? Бирхгоф тут не при чем, надо искать замену теории категорий, слишком она жесткая. Может быть, решетки подойдут". Здесь имеется небольшое обсуждение:

http://posic.livejournal.com/356301.html

Сейчас довольно трудно узнать, что имел в виду Гельфанд, но он славился чутьём на правильные идеи, так что есть смысл отнестись к этому замечанию внимательно. (Может быть, кто-нибудь сможет пролить на вопрос, что имел в виду Гельфанд, дополнительный свет.)

Мне же, в связи с этим, хочется думать примерно в следующем направлении. С одной стороны есть соблазн рассматривать, в духе Скотта, последовательности решеток, такие, что D_(i+1) есть множество монотонных преобразований D_i, и есть ощущение некоторого родства с n-категориями, упомянутыми в обсуждении, поскольку тут фигурируют функции высших порядков. С другой стороны, есть желание отождествлять некоторые (или все) вершины решеток с объектами в категориях, превращая эти рещётки в мультиморфизмы (в надежде получить некоторое обобщение мультикатегорий, также упомянутых в обсуждении). Примерно такие мысли приходят в голову, я не знаю, насколько это можно довести до чего-то содержательного.

Witten and Feynman integrals. Интересное обсуждение с центральной идеей, что деятельность Witten'а основывается не на физической интуиции, а на интуиции фейнмановских интегралов (если это так, то это проливает довольно много света на то, что там происходит):

http://udod.livejournal.com/82442.html?thread=872202#t872202

Мне кажется, очень интересное обсуждение.

(Note to self: в свете этого обсуждения, с одной стороны, не удивительно, что плохо получается определять "канонические" меры на пространствах высших функций D_i, упомянутых в предыдущей теме, с другой стороны, может быть можно, подражая Виттену, придумать подходящие к данному случаю (и, особенно, к случаю предела этих D_i) приемы вычисления интегралов на этих пространствах. И, можеть быть, надо быть готовыми к тому, что эти приёмы будут несколько ad hoc.)

I'll be happy to translate Russian parts into English upon request (in comments).

[identity profile] cema.livejournal.com 2009-12-28 10:07 pm (UTC)(link)
Да, я тоже отметил эту цитату (решётки подойдут).

Можно ведь писать Di+1, это красиво.

[identity profile] anhinga-anhinga.livejournal.com 2009-12-28 10:11 pm (UTC)(link)
> Можно ведь писать Di+1, это красиво.

Да, я обычно так и делаю. Но тут я подумал, что вдруг кто-нибудь ещё пользуется каким-нибудь старинным браузером..

ак-47

[identity profile] scriptum.livejournal.com 2009-12-29 01:09 am (UTC)(link)
Да, я тут читал где-то, что автомат Калашникова, оказывается, на самом деле Шмайсер.

[identity profile] am.livejournal.com 2010-01-01 02:12 am (UTC)(link)
http://www.mathnet.ru/php/archive.phtml?wshow=paper&jrnid=mp&paperid=34&option_lang=rus
- Apнoльд рассказывает об уравнении KdV (Кopтвeга - де Фpизa) появляющемся в связи
с гипoтeзой Bиттeна в диccepтaции Koнцeвичa. Вам случайно не встречались начальные,
вводные статьи и книги, где можно почитать об этом подробнее, скорее для физиков, чем
для математиков, т.е. об этой гипотезе Bиттeнa, ее мотивировках. Возможно посоветуете
какие-то наименне сложные статьи самого Bиттeнa? Заранее благодрен за любую информацию о физической мотивировке!

[identity profile] anhinga-anhinga.livejournal.com 2010-01-02 03:49 pm (UTC)(link)
> http://www.mathnet.ru/php/archive.phtml?wshow=paper&jrnid=mp&paperid=34&option_lang=rus

Спасибо, очень интересный обзор..

К сожалению, я не знаю что посоветовать -- я попробую ещё поискать, поскольку я тоже хотел бы это лучше понять. Наиболее простые из своих текстов Виттен помещает на главную страницу своего сайта, но я не знаю, проливают ли они свет на эту его гипотезу:

http://www.sns.ias.edu/~witten/

[identity profile] am.livejournal.com 2010-01-02 09:51 pm (UTC)(link)
http://www.math.ohio-state.edu/lectures/kontsevich/Kontsevich_taubes.pdf
- здесь нашлись некоторые разъяснения. Речь о работах:
Kontsevich, M. "Intersection theory on the moduli space of curves." Funk. Anal. & Prilozh. 25,
50-57 (1991); Intersection theory on the moduli space of curves and the matrix Airy function.
Lecture at the Arbeitstagung, Bonn, June 1991 [and Commun. Math. Phys. 147, 1-23 (1992) 1]
Witten, E. "On the Kontsevich model and other models of two dimensional gravity," preprint HEP-91/24
также:
http://projecteuclid.org/DPubS?service=UI&version=1.0&verb=Display&handle=euclid.cmp/1104252050
а физика, по-видимому, идет от:
http://dx.doi.org/10.1016/0550-3213(81)90006-7
http://dx.doi.org/10.1016/0550-3213(82)90071-2
http://dx.doi.org/10.1016/0550-3213(83)90063-9
до того:
Belavin AA, Polyakov AM, Schwartz AS, Tyupkin YS (1975).
"Pseudoparticle solutions of the Yang-Mills equations". Phys. Lett. B 59 (1): 85–7.
http://dx.doi.org/10.1016%2F0370-2693%2875%2990163-X
Polyakov AM (1977). "Quark confinement and topology of gauge theories".
Nucl. Phys. B 120 (3): 429–58.
http://dx.doi.org/10.1016%2F0550-3213%2877%2990086-4
Belavin AA, Polyakov AM, Zamolodchikov AB (1984). "Infinite conformal symmetry
in two-dimensional quantum field theory". Nucl. Phys. B 241 (2): 333–80.
http://dx.doi.org/10.1016%2F0550-3213%2884%2990052-X
точно про физику сказать не могу - например в книге P.Woit "Not even wrong" тоже слишком общие обсуждения, перемешанные с рассказами о других 100 идеях Виттена.

[identity profile] anhinga-anhinga.livejournal.com 2010-01-03 09:14 am (UTC)(link)
Спасибо!

(Похоже, надо искать человека, который может рассказать, -- для меня, по крайней мере, если я хочу понять что-то про эту гипотезу Виттена в этом году -- слишком это всё сложно выглядит, пока что.)